Конечно, прогресс был достигнут далеко не во всех направлениях. Но есть и действительно удачные примеры. К таковым, несомненно, можно отнести рынок вентиляционного оборудования.
Он трансформировался как в количественном, так и качественном отношении. Если до введения санкций распределение иностранных и отечественных систем вентиляции было не в пользу последних, то по итогам 2015-2016 конъюнктура рынка претерпела существенные изменения во всех ценовых сегмента.
В 2013-2014 годах доля российских вентиляционных систем была невысока.
В категории высокого ценового диапазона она была меньше 10%. Немецкие, чешские, шведские системы сильно выигрывали у отечественных, занимания 91-95% рынка.
В низком ценовом диапазоне ситуация была не лучше. Показатель в 20-22% также свидетельствует о невысокой востребованности российской продукции в этом сегменте. Единственным сектором, где российская вентиляции была конкурентоспособной, являлся средний ценовой диапазон, в котором отечественный производитель завоевал 40-43% рынка.
Сегодня наблюдается совсем иная ситуация.
Скачки курса иностранной валюты и введенные санкций изменили структуру рынка. Емкость сегмента высокого ценового диапазона сократилась на 67%. Застройщики начали больше обращать свое внимание на средний ценовой диапазон. Он существенно расширился и сегодня охватывает более 70% от общего объема российского рынка вентиляции.
Доминирует в этом сегменте как раз отечественный производитель, доля которого по итогам первой половины 2016 года оценивается в 73% процента.
Не следует упускать из вида тот факт, что системы вентиляции и комплектующие увеличили степень локализации производства.
Если раньше большую часть продукции назвать российской можно было только условно. Ее основу составляли дешевые азиатские комплектующие. Сегодня же появилось большое количество комплектующих и блоков, которые состоят на 80-100% из российских деталей и материалов.
Важным фактором здесь стал процесс удешевления отечественного металла на фоне скачка курса иностранной валюты.
Как отмечают эксперты, данные изменения уже стали тенденцией и сохранятся в среднесрочной перспективе.
В первую очередь это связано с тем, что кризисные явления сделали лидерами компании и предприятия, которые способны обеспечить полный цикл создания вентиляционных систем от разработки проекта до создания и ввода в эксплуатацию.
Компании, которые специализировались на сборке систем вентиляции из дешевых китайских комплектующих, конкуренцию не выдержали.
«Сегодня российским аналогом можно заменить любую иностранную вентиляционную систему. По техническим характеристикам отечественная продукция уже не уступает импортным конкурентам. Конечно, за 2 года полностью отыграть отставание от Запада, невозможно. Но российский рынок вентиляционного оборудования проигрывает не по качеству производимой продукции. Есть отставание по уровню автоматизации производства. В Западных странах все поставлено на конвейер. В то же время многие наши предприятия отдельные блоки и комплектующие выкатывают вручную», ─ подчеркнул Андрей Байчиков, генеральный директор «Завода Вентиляционного Оборудования ГрандКлимат».
Конечно, не самая благоприятная ситуация в российской экономике вряд ли позволит отечественным компаниям, занимающимся производством вентиляционного оборудования, в полной мере догнать Запад.
Для этого необходимы существенные инвестиции в логистику, развитие систем автоматизации производства. Однако обеспечить российских застройщиков качественными системами вентиляции отечественные предприятия уже готовы.