Почему российский бизнес не стал фундаментом для новых реформ?

Сегодня исполняется ровно 25 лет с того дня, как Борис Ельцин презентовал программу новых реформ. Пройдет еще неделя после 28.10.1991 – и он сформирует новое правительство во главе с идейным лидером Егором Гайдаром.

Потом кабинет реформ даст волю ценам, проведет либерализацию торговли, установит конвертируемость рубля и массовую приватизацию. Принятые меры поставят точку в курсе на социализм и «повернут на демократию».

До 28 октября 2016 года не дожили ни Ельцин, ни Гайдар. Они не увидели, что большинство их реформ так и не было реализовано. Неутешительный итог стал результатом нескольких факторов, главный из которых – неправильный выбор социальной группы.

Все дело в том, что в 90-х годах Ельцин сделал ставку на предпринимательский класс. Определенная логика в этом была. Бизнесу интересна неприкосновенность приватной собственности, которую гарантировал политический режим.

Помните слова Чубайса: «Каждая проданная фабрика – это большой гвоздь в крышку гроба социализма и коммунизма»?

Однако на деле бизнес не стал опорой для новых преобразований. В 90-е предприниматели и сподвижники новых реформ почти всегда оказывались на разных сторонах баррикад. А когда в 2000-х начались аресты Ходорковского, Гусинского, Голдовского и других директоров компаний, флагманы российского бизнеса заняли исключительно лоялистскую позицию.

Сегодня наблюдается та же картина, которая говорит об одном: бизнес в России не является опорой для демократии. Поэтому в будущем реформаторы должны будут опираться на другую, более широкую социальную базу.

К тому же, реформаторам есть чем завлечь различные слои населения: бизнес – снижением налогов, бюджетников – финансированием систем здравоохранения и образования, молодежь – переходом к профессиональной армии и так далее. А в том, что переход к демократии уже не за горами, нет никаких сомнений.

Без рубрики