Уральская логистическая ассоциация выяснила, почему компаниям специалистов не хватает – а выпускники ВУЗов все равно не могут найти работу.
На одну вакансию в Свердловском регионе приходится три резюме – к такому выводу пришли эксперты ассоциации. Логистическая отрасль испытывает большую нехватку качественных специалистов, хотя, казалось бы, работодатели имеют большой выбор соискателей.
– На первом этапе мы отсекли дублирующиеся объявления, потом — по рабочим специальностям (тракторист, кладовщик и т.п.). В итоге из 5419 вакансий и 12 417 резюме осталось 227 и 657 соответственно, – рассказал «РГ» президент ассоциации Николай Тушин. – Современный логист – это сплав технолога, менеджера, финансиста, юриста и менеджера по продажам, а программы высшего образования направлены на подготовку только технологов. В экономических вузах есть специальность «торговое дело», там обучают организации продаж, заключению договоров, но не дают технологической специфики логистики. В рамках цифровизации экономики этот дисбаланс будет только усиливаться.
Недостаток системы состоит, отчасти, в структуре образования. Например, права категории «Е», нужные для вождения грузовиков, можно получить только в автошколе ДОСААФ и нескольких других.
Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич отмечает, что необходимо усовершенствовать курсы для подготовки дальнобойщиков:
– Во-первых, в теоретическую часть надо включить материалы по специфике грузового транспортного средства с прицепом. Во-вторых, должно быть больше практики. В качестве отдельного курса – безопасное вождение в сложных условиях, в том числе на автостраде. Несколько уроков экономичного вождения также не будут лишними.
Аналитики ассоциации выявили проблемы и в материалах, по которым обучают логистов. Заметный перевес – в сторону теории, а не практики, что в итоге выливается в непонимание специфики работы и нехватку знаний и умений.
Более того, опыта не хватает и педагогическому составу университетов и институтов. Многие компании готовы стажировать и преподавателей, однако пока таких проектов по стране – крайне мало.
Проректор по научной работе Уральского государственного университета путей сообщения Сергей Бушуев говорит о другом аспекте. Благодаря цифровизации, многие компании используют сегодня технологии, о которых в ВУЗах зачастую просто не знают:
– Интернет-технологии меняют принципы развития личности. ВУЗ, как и любое предприятие, – это место, где создается Big Data. Обработав большие данные, можно много сказать о свойствах конкретного выпускника, качестве его подготовки. Мы тратим пять миллионов рублей в год на стипендии студенческим коллективам и еще 10 миллионов на финансирование их руководителей, а предприятия никак не используют эту прикладную научную работу, хотя для них она фактически бесплатная. Работодатели ищут кандидатов в интернете, потом кадровая служба их тестирует, но все равно о возможностях сотрудника узнаешь, когда начинаешь ему зарплату начислять. Если перенести поиски на площадки учебных заведений, ошибок в наборе персонала станет меньше, и на практику будут привлекать студентов не вслепую, – отмечает Сергей Бушуев.
Разрыв между образованием и практикой компаний отчасти решают фонды целевого капитала, учредители которых могут развивать материально-техническую базу и корректировать развитие вузов. С другой стороны, советуют предприниматели, – учебные заведения должны использовать конкретные кейсы «из жизни» бизнеса, приближая студентов к ожидающей их реальности.