После обращения производителей хлебобулочных изделий, профильное подразделение партии «Единая Россия», возглавляемое вице-спикером Государственной думы Ириной Яровой, выступило с предложением пересмотреть ФЗ об основах регулирования торговой деятельности в РФ № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года в части запрета возврата торговыми сетями производителям не проданных продуктов питания с истекшим сроком годности.
Нерациональная политика закупок при условии свободного возврата не проданной продукции приводит к перерасходу первоклассного зерна в количестве 3 млн. тонн. Не говоря уже о том, что возвраты негативно сказываются на стоимости готовой продукции. Происходит ее удорожание для конечных потребителей, так как в цену закладывается стоимость возвратов.
Кроме того, даже при термической обработке возникают риски попадания в свежую готовую продукцию продуктов вторичной переработки возврата, а вместе с ними вредных микроорганизмов, плесени, токсинов и элементов разложения и окисления просроченного хлеба. Все это влечет за собой не только снижение качества готовой продукции, но и несет прямую угрозу здоровья населения.
Руководитель группы «Честная цена» всесторонне изучив проблему, выступила с инициативой разработать механизм защиты прав предприятий пищевой промышленности России и покупателей в части возможности приобретать «здоровые» продукты должного качества. Обращения о поддержке проекта были направлены Яровой в ФАС и Роспотребнадзор.
Последний встал на сторону производителей и поддержал инициативу вице-спикера Государственной Думы. Роспотребнадзор счел необходимым внести в Федеральный закон №381-ФЗ изменения в части запрета торговым точкам, и в первую очередь крупным федеральным сетям, возвращать производителям непроданные продукты питания, в том числе хлеб, в случае окончания срока годности.
Министерство промышленности и торговли видит в этой инициативе только негативные моменты и не поддерживает ее.
По мнению руководителя Минпромторга Дениса Мантурова, внесение изменений в части запрета возвратов приведет к пересмотру закупочной политики крупными сетями в части отказа от продукции хлебопекарен в регионах, и особенно мелких, и переходу на продажу собственной продукции, произведенной непосредственно в торговом центре.